В ЗАСТАВКЕ: Лидия Вертинская, ур. Циргава (1923, Харбин - 2013, Москва), «Синие дали», кон. окт. 1962, бумага, полихромная линогравюра, пресс-оттиск. Размер скана заставки: 1920 Х 955, 317 кб.
Георгий Иванов Синеватое облако
(Холодок у виска)
Синеватое облако
И ещё облака…
И старинная яблоня
(Может быть, подождать?)
Простодушная яблоня
Зацветает опять.
Всё какое-то русское —
(Улыбнись и нажми!)
Это облако узкое,
Словно лодка с детьми.
И особенно синяя
(С первым боем часов…)
Безнадежная линия
Бесконечных лесов.
<до 1927>
Цитируется по: Собрание сочинений в трёх томах. Том 1. Стихотворения, с. 288. ISBN: 5-86884-023-2, 5-86884-022-4
Геогий Иванов, "Синеватое облако...", впервые: журнал «Современные записки», 1927, № 31.Известен так же более слабый авторский вариант (с перестановкой строк и заменой отдельных слов), напечатанный Юрием Терапиано в «Варианты» - «Мосты», № 6 1961. В литературе высказывалось мнение о влиянии на это произведение И. стихотворения Иннокентия Анненского «Полюбил бы я зиму...», 1909,
Синеватое облако
(Холодок у виска)
Синеватое облако
И еще облака...
И старинная яблоня
Зацветает опять
Простодушная яблоня...
(Может быть подождать?)
Всё - до странности - русское
(Подожди до семи!)
Это облако узкое
(Улыбнись - и нажми!)
И по русскому синяя
(С первым боем часов)
Безнадежная линия
Бесконечных лесов.
Цитируется по:
Г.Иванов, Библиотека поэта , Санкт-Петербург, 2005 г., с. 687, сканировал и проверил Илья Франк.
Влада Баронец: "Ранний Иванов многоцветен: например, сборник «Вереск» отличается изобразительностью, описательностью и пестрит «медной луной», «красными фраками», «янтарно-жёлтым лоском», «розовой пеной», «шёлком зелёным», «алым вечером» и т.д. Но, начиная со сборника «Розы», пестрота исчезает, а те цвета, которые остаются в текстах, отдаляются от своего языкового значения, превращаясь в символы, узнаваемые черты ивановского творчества.
Синий цвет в разных его оттенках постоянно присутствует в зрелых стихах Георгия Иванова. Поэт делает его универсальной метафорой, полное содержание которой с трудом определимо: синий может означать «даль», «холод», «одиночество», даже «Россию» («синие сумерки нашей страны»).
Еще одна примета ивановской поэзии, присутствующая уже не в образной, а в синтаксической структуре стихотворения «Синеватое облако», – парантеза, на которой оно построено целиком.
Основной текст и текст в скобках образуют два параллельных сюжета: первый описателен, статичен и на первый взгляд как будто не имеет четкого субъекта, а второй – это как раз место, куда помещен субъект, обсуждающий с самим собой самоубийство.
Две линии текста все время перебивают друг друга; смысловые и эмоциональные контрасты между ними создают напряжение, из которого и вырастает художественный эффект.
Георгий Иванов добивается его минимальными средствами: парантеза позволяет вести обе линии, не связывая их между собой синтаксически или логически. Графическая организация каждой строфы и внутренняя целостность каждого из сюжетов, несмотря на внешнюю разорванность, достаточны, чтобы читатель опознавал их и при этом воспринимал во взаимодействии друг с другом.".
© Г.Иванов, 1927
© Влада Баронец, 2020
© Страницы истории Афганистана, 28.03.2022