В ЗАСТАВКЕ: Карл Ларссон/Carl Olof Larsson (1853-1919). Esbjorn doing his homework, бумага, акварель, 1912.
(моим украинским друзьям в трудные для них дни, в поддержку и сочувствие).
Мальчик сидит на стуле, пишет домашнее сочинение и мечтает о своём мальчуковом: руки в карманах (одна из главных проблем взрослеющих мальчиков всех времён и наций), не сидит даже, а качается на стуле - подушка подвязана к фурнитуре как раз на случай частых в этом возрасте мечтаний.
Чтобы не навернулся. В детстве это ещё, правда, поправимо и без тесёмок: не беда если и сверзится. Вот потом будет хуже.
На стене портрет короля Густава Вазы, воинственного и могущественного, заложившего основы будущей шведской империи - это когда в составе королевства половина Восточной Европы и острова в Карибском море. И второй по величине флот и третья по размерам армия и постоянные проблемы повсюду и всеобщая, тихая, подспудная ненависть полупокорённых разноязыких подданных. И происки врагов. Куда же без них - при таком размахе?
А выше акварель с портретом мамы мальчика в саду у их загородного красно-кирпичного коттеджа в Сундборне, добротного, обширного, уютного семейного гнезда.
А ниже географический атлас и глобус.
И карта на стене. А на карте той Каспийское море и Сибирия. И Уральские горы.
А ещё деревянные часы-ходики с ангелом и скелетом с косой, и когда вверху открывается дверка, выезжает на деревянной дощечке птичка и говорит: "Чирик"/"Kucku kucku", то стоящие на часах ангел и смерть меняются местами, но никуда не уходят. Так у них заведено.
А ещё столярный станок сына, купленный отцом, чтобы у Эсьборна руки не всё время были засунуты в карманы, а заняты делом: тиски, стамеска, шуруповёрт. В комнате всё время пахнет деревом, и это приятный запах.
В окне - башня Sankt Johannes kyrka, несмотря на свой вид средневековой готики, церковь старше мальчика всего на 10 лет.
А в зеркале - папа, работающий за мольбертом.
За окном предпоследний мирный год довоенной Европы ХХ века.
________________________________________
Эсбьорн Ларссон (май 1900 - 1937), младший из восьмерых детей выдающегося шведского художника, акварелиста и монументалиста Карла
Олофа Ларссона и его жены Карин, урождённой Бергее.
Жизнь детей после смерти родителей (Карла в 1919, матери в 1928) сложилась не просто, хуже всего получилась она у Эсбьорна: разорившись в результате экономического коллапса середины 30ых, он покончил с собой, к тому времени Эсбьорн уже восемь лет как был женат и оставил после себя сына Ларса, родившегося в 1930м году.
На файсбуке есть шведскоязычная страничка с фото младшего сына художника:
ТУТ.