Приветствую Вас Гость!
Среда, 18.12.2024, 15:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [121] МИНИАТЮРЫ [167]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » МИНИАТЮРЫ » «ЗИМА В АЛЬДЕЙГЬЕ»

«ЗИМА В АЛЬДЕЙГЬЕ»

на фото, сделанном в закатный час со льда Волхова в устье впадающей в него речки Варяжки (справа) видны постройки древнейшей в Cеверной Руси Cтароладожской крепости (рубеж IX-X веков - XVII в.) - Cтрелочной (в реставрационных лесах), и шатры Воротной и Климентовской башен, церкви св. Георгия (XII в.), справа от неё видны так же двухскатная крыша и куполок позднейшей деревянной тёплой церквушки св. Дмитрия Cолунского (XVII-XIX вв.)
В реальном размере 1280x956 / 175.0Kb
394 5 5.0

Добавлено 30.12.2021 baktria

Всего комментариев: 5
+1  
1 baktria   (30.12.2021 17:01) [Материал]
В ЗАCТАВКЕ: на фото, сделанном в закатный час со льда Волхова в устье впадающей в него речки Варяжки (справа) видны постройки древнейшей в Cеверной Руси Cтароладожской крепости (рубеж IX-X веков - XVII в.) - Cтрелочной (в реставрационных лесах), и шатры Воротной и Климентовской башен, церкви св. Георгия (XII в.), справа от неё видны так же двухскатная крыша и куполок позднейшей деревянной тёплой церквушки св. Дмитрия Cолунского (XVII-XIX вв.). Размер скана заставки: 1280 Х 956, 175 кб.

Отрывки из поэтического цикла археолога Глеба Cергеевича Лебедева «ЗИМА В АЛЬДЕЙГЬЕ».

IX

Нам не выехать в поле.
Зима заложила дороги.
будем пить и сидеть
Шевеля кочергою дрова.
Над каминным огнём
задремали усталые боги
золотистое пламя
языками лепечет слова
не рассказанных песен,
а отроки дремлют по лавкам
и бормочут во сне
обрывками делятся грёз,
от каминных углей
потянуло свечами и ладаном
словно яблочным запахом
твоих золотистых волос.

X

Ражий отрок, истовый детина
режет руны, портит рукоять.
Этакого выносила сына
хрупкая неведомая мать!

Мы ль — отцы; они ли — наши дети,
сам себя я в каждом узнаю;
дренги, хольды, отроки и кмети*
в огненном велесовом строю.

Это — местный чин икононстаса**
подвиги, герои, чудеса
Ах,какой нелёгкий путь понадобился,
чтобы дух повыше поднялся!

Там, где змей, смирённый ратным словом
У царевны в белом поводу
стелется за витязем суровым
Божьим Словом загнанный в узду***.

Витязя воинственна осанка
взгляд царевны — нежен и суров
вот и завершилось испытанье
и не нужно больше ни молитв, ни слов.

а какие муки вынести сумела
и с какой неистовою силой ждать!

Даже сына вырастить успела,
и в отряды ратные отдать.

<оконч. к лету 1984>

Воспроизводится по первой публикации: Ладога и Глеб Лебедев : Восьмые чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 21–23 декабря 2003 г. : сб. ст. / Староладож. историко-архитектур. и археол. музей-заповедник, НИИ комплексных соц. исслед. СПбГУ / науч. ред. Д. А. Мачинский. – СПб. : Нестор-История : СПбИИ РАН, 2004. – 379 с.: ил., портр.

АЛЬДЕЙГЬЯ - одна из форм древне-скандинавского названия Ладоги: Альдейгья/Aldeigja, Альдейгьюборг/Aldeigjuborg, одного из древнейших поселений ещё докиевской Руси (по дендрохронологии нижние слои Ладоги датируются серединой VIII века). В исходной форме Aldeigjar встречается в поэме «Bandadrapa» Эйольва Дадаскальда, сочинённой около 1010 года в честь ярла Эйрика.

Чуть ниже по течению Волхова, на его противоположном (правом) берегу находится археологический памятник - Любшанская крепость (серед. VIII века), предшественница Староладожской.

* дренги, хольды, отроки и кмети, дренги, все перечисленные термины относятся к одной и той же категрии жителей северо-востока ранне-средневековой Европы: «дренг» (drengir) — молодые свободные воины без земель, без своего хозяйства, в поисках «богатства и славы», «хольд» - поэтический термин, букв. «воин», одно из наименований воина, в общем смысле «человек», «кметами» назывались, по-видимому, свободные члены общины, племени. В древнерусских литературных памятниках («Слово о полку Игореве» и др.) «кмет» — лучший, опытный, искусный воин, витязь, дружинник, отроками назывались младшие члены дружины князя в Древней Руси.

+1  
2 baktria   (30.12.2021 17:01) [Материал]
** Это — местный чин икононостаса, самый нижний из ярусов алтарной преграды (в нём располагаются Царские врата, а по бокам - дьяконские входы), помимо обязательных икон: Спасителя (чаще на пресоле), Богоматери, Благовещения, часто встречаемые ростовые изображения святителей (Иоанна Златоустого и Василия Великого), в этом ряду помещаются образа местночтимых святых, что и дало ряду закрепившееся за ним обиходное наименование.



*** Фреска Георгиевской церкви в Ст. Ладоге (построена ок. 1165-66) «Чюдо святаго Георгiя о змеи Дѣвѣ Елисавѣ Градѣ Лаодикеи» уникальна в русской иконографической традиции — на ней изображён уже усмирённый Змей, ведомый Елисавой на пояске в сопровождении верхами безоружного св. Воина. Со стен города за шествием наблюдают царь со свитой. Втор. пол. XII века.

Многократно упоминается в стихах современных авторов. Ср., например:

<...> Там, где и ныне, смущая народ,
Слева направо
Чудище на поясочке ведёт
Девица Елисава.

(А.Ю.Чернов, Елисава и Змей).

+1  
3 baktria   (30.12.2021 17:03) [Материал]
А НАД РАЗВАЛИНАМИ БАШНИ СТРЕЛОЧНОЙ ЛЕЖАТ ЗАСНЕЖЕННЫЕ ВАЛУНЫ...



VI

Стихи неслабые
как будто, ладятся,
и скальд бахвалится
под гул речей
над серебристым
пространством Ладоги
В сиянье призрачном
её церквей.

Толпа несройная
варяжских бражников
Не распадаясь.
бредёт туда,
где Эллисива
когда-то бражничала
и Гердой Гардов
была тогда
.*

А над развалинами
башни стрелочной**
лежат заснеженные
валуны.
Что приумолкли вы,
вояки спешенные?
вот ваши каменные скакуны.

А вы стоите,
слезу не прячете
в просторе бережном,
берегов,
И никогда уже
не поскачите
по синей радуге
белых льдов.

* Эллисива когда-то бражничала и Гердой Гардов была тогда Елизавета Ярославна/Эллисиф/Ellisif, иногда - Олисава (предпол. 1025 — 1066/1067), вторая дочь и четвёртый ребенок в семье киевского князя Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской, супруга норвежского короля (1046-66) Харальда III Сигурдарсона и королева-консорт Норвегии, мать двух его дчерей Марии и королевы Ингигерд, мачеха королей-сопроавителей Магнуса II Харальдссон (1066—1069) и Олафа III Тихого (1066—1093), героиня поздне-варяжских саг и художественной литературы последних трёх веков.

** стоящая на северном мысу крепости ("на стрелке"), сильно пострадавшая при взятии Ладоги шведами в 1607 году, сохранилась до наших дней в руинированном состоянии, уже после гибели Глеба Cергеевича начались (в 2008) её реконструкция и восстановление.



гирька-разновес для взвешивания товара в виде конька, найдена ст. научным сотрудником Старо-Ладожского музея-заповедника, хранителем его археологических коллекций со дня основания музея (1971) Зоей Дм. Бессарабовой (1943—25.10.2005), собрание ЛСМЗ.


Коник святого стоял и не ржал.
Правый лишь глаз его перебежал
на левую щёку.
Коник печальный все муки следил,
рядом стоял или где-то ходил
неподалёку.

(Владимир Леонович. Страсти Егория)

«СТРАСТИ ЕГОРИЯ»

VII

На площадке Плакуна***
не слышно траурных струн,
зарастает крапивою
и лопухами Плакун.

Заметают снега его,
весенние воды точат
Из-под осыпи каменной
варяжские кости торчат.

Не придёт, не оплачет
милого друга жена,
не прольёт и не спрячет
в сочных травах немного вина

не заступит ногами
за ограду холодных камней,
да и как под снегами
отыскать ей тропинку заветную к ней?

Босиком ли, по насту,
по колено в сугробах глухих
или в бурю-ненастье
поминаем мы мёртвых своих

и негромкие струны
осенних тягучих дождей
На площадке Плакуна
вдовьего плача слышней.

*** Плакун, урочище на правом берегу Волхова близ Старой Ладоги напротив Староладожской крепости с остатками варяжского курганника IX—X веков. Погребения осуществлялись в виде кремаций, в т.ч. в ладье, с принесением умершим воинам, занимавших высокое социальное положение, богатых даров, включая коня. Отдельные элементы погребального находят параллели в устройстве могильников воинов в Ютландии (Хедебю, Дания), куда эта традиция, возможно, была принесена шведскими викингами, Южн. Балтии и Гнёздове.

Большая часть курганов этого обособленного некрополя (на 1940 год были раскопаны 13 насыпей) имели нехарактерный для скандинавов бедный погребальный инвентарь. По мнению специалистов, погребения в урочище Плакун осуществлялись примерно в 850-950 годы.



Знаменитый ладожский курган Полая сопка с условным названием «Олегова могила» (высотой 5 м, с диаметром основания более 30 м) в урочище Сопки с насыпями VIII - X веков на левом берегу Волхова к северу от пятиглавой церкви Иоанна Предтечи (1695-перестр. в XIX в.) на Малышевой горе, напоминающий о летописном свидетельстве: «Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу · Друзии жє сказаютъ · ко идущє єму за морє · и уклюнѫ зми въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ» [Новгородская I летопись, с. 109]. Фото: Андрей Усов, 2002.

+1  
4 baktria   (30.12.2021 17:04) [Материал]
«...над серебристым пространством Ладоги в сиянье призрачном её церквей...»



самый северный из домонгольских храмов Древней Руси - староладожская церковь Пресвятой Богородицы в монастыре Успения (XII) после реставрации, фото архитектора Ирины Воиновой, 1999, публ. Андрей Чернов, 2021




Велеша, деревенька вблизи Ладоги, впервые упоминаемая в Писцовой книге Водской пятины 1500 года в Пречистенском Городенском погосте Ладожского уезда; топоним, восходящий к имени славянского языческого бога, капище которого, согласно одной из местных легенд, находилось неподалёку - на курганнике Вещего Олега. XIX веке принадлежало знаменитому в истории русской культуры семейству Томиловых. Бывшая два последних века очень немногочисленна населением, к началу нынешнего века вымерла (лет 10 назад, когда я последний раз в неё забредал, там числился в жителях 1 человек).

семь футов английской земли раз он ростом выше других людей, имеется в виду норвежский правитель Харальд III Хардраде/Суровый (ок. 1015 — 25.09.1066), единоутробный брат почитаемого и в православии крестителя Норвегии Олафа II Святого, наследовавший ему и павший в битве при Стэмфордбридже (см. след. примечание).

и шатаются по Ладоге изувеченые ветераны битвы при Стэмфордбридже, 25 сентября 1066 года при попытке завоевать Британию в битве при Стэмфордбридже/Stamford Bridge был убит упомянутый выше муж Элиссивы Ярославны - Харальд III Суровый.

В этой битве скандинавы были наголову разгромлены англосаксонской армией, которой командовал Гарольд Годвинсон (ок. 1022 — 14.10.1066), отец Гиды Уэссекской, будущей супруги вел. кн. киевского Владимира Мономаха и праметери всех последющих Рюриковичей.

И хотя победитель сам вскоре пал в сражении при Гастингсе с вторгшимися с материка французскими норманнами короля Вильгельма Завоевателя, поражение скандинавов при Стэмфордбридже, положило конец их трёхвековой экспансии на Британские острова и явилось одним из поворотных моментов истории средневековой Северной Европы и самой Англии, в которой воцарилась династия Плантагентов, в своих отдалённых и непрямых потомках правящая Британией и по сегодняшний день.

Царствие Небесное Тебе, Глеб, и всегдашний низкий поклон Твоей памяти.




СМ. так же по теме: ГЛЕБОВ ДЕНЬ

© Г.С.Лебедев, 1985-2004
© Ирина Воинова, Андрей Чернов, 1999-2021
© Андрей Усов, 2002
© baktria (примеч., подбор и компановка материала)/Страницы истории Афганистана, 2021

+1  
5 baktria   (30.12.2021 17:05) [Материал]
ПРИЛОЖЕНИЕ:



Экспедиция Г.Ф.Корзухиной в Старой Ладоге, 1968 год, (слева направо): нижний ряд — В. А. Булкин, В. А. Назаренко; второй ряд — Г. С. Лебедев, К. М. Плоткин, Е. А. Рябинин.

Гали Фёд. Корзухина (1906-74), внучка выдающегося художника-передвижника, была одной из лучших знатоков прикладного искусства Др. Руси. С 1945 года и почти до самой смерти она работала в Институте археологии АН СССР, недолгое время возглавляя там Торопецкую (1960-62) и Староладожскую (1968) экспедиции.

Глеб Сергеевич Лебедев (28 декабря 1943 — 15 августа 2003, Старая Ладога), советский и российский археолог, специалист по варяжским древностям. Доктор исторических наук (1987), профессор Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета (1990). Ученик Л. С. Клейна (ЛГУ, истфак, каф. археологии).

Василий Александрович Булкин (9.07.1945, Ленинград — 23.07.2017, Санкт-Петербург), советский и российский археолог, историк. Кандидат исторических наук (1973). развития Подвинья и Верхнего Поднепровья в этно-культурных процессах Восточной Европы в I — начале II тысячелетия н. э. Исследовал влияние природных факторов на развитие древнего Минска. ЛГУ, истфак, каф. археологии, 1970

Александр Васильевич Назаренко (род. 16.01.1948, г. Паневежис, Литва) — советский и российский историк и филолог, один из авторитетнейших специалистов в области русского средневековья, русско-византийских и русско-германских связей, истории церкви, источниковедению латинской средневековой агио- и хронографии. Доктор исторических наук (1996), ученик В. Т. Пашуто (МГУ, филфак, 1972), лен Совета и руководитель Научной секции Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Член редакционного совета журнала «Православный паломник», ст.н. и ведущий н. сотрудник Института росс. истории РАН.

Константин Моисеевич Плоткин (1948), советский и российский археолог, историк и краевед, кандидат исторических наук. В 1971-89 годах сотрудник, с.н. сотрудник Гос. муз. истории Ленинграда, зав. отд. в Псковском Гос. историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. с 2000 - преподаватель и доцент кафедры истории РГПУ им. А.И. Герцена, специалист в сфере археологии и этнической истории Северо-Западного региона России, археологии Санкт-Петербурга, охраны культурного наследия. Ученик Л. С. Клейна (истфак ЛГУ, каф. археологии, 1971).

Евгений Александрович Рябинин (19.05.1948 — 18.12.2010, Сыктывкар), советский и российский археолог и историк Древней Руси. Доктор исторических наук (1991), ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, где работал с 1971 года. Специалист в области древнерусской и финно-угорской археологии, истории ранних городов Северной и Северо-Западной Руси. Ученик П. Н. Третьякова (ЛГУ, истфак, каф. археологии, ), один из ближайших друзей и соратников Лебедева.

III

Ты меня не слушай, Ингигерда,
ты не слушай песен, не хвали.
По весенним склонам забелеют вербами
руки ненаглядные твои.

Ты не слушай этих песен, Инге,
далей зов невероятно лжив,
Кто доскажет этот сказ о викинге,
если он ещё покамест жив?

Ты не верь рассказам этим Герда.
Герда Гардов: нет у них конца,
острова ли дальние объеду.
нахлебаюсь моря иль свинца,

Всё равно вдовою будешь конунга,
А другого - верною женой,
Вынянчишь и вырастишь ребёнка,
выстоишь весеннею травой.

<...>

Вот и всё! Рассказывайте саги,
Повторяйте наши чудеса!...
Ладога пуста. Ушли варяги,
Замерли в пространстве голоса.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]