В ЗАСТАВКЕ: Монье Ж.-Л., Портрет А. С. Муравьевой-Апостол с сыном Матвеем и дочерью Екатериной, Холст, масло. 129 х 98,5, 1799, ГРМ им. Александра III в Петербурге (Ж-4592), пост. в 1927 из собрания В. М. Татищевой; ранее — собрание М. М. Бибикова, Санкт-Петербург.
КОГДА ПАПА ЕЩЁ ИГРАЛ МАРСЕЛЬЕЗУ Знаменитый, хрестоматийный портрет работы придворного художника Людовика XVI и Марии Антуанетты модного у русской аристократии портретиста Жан Лоран Монье, бывавшего и в России,где его удостоили звания академика Петербургской Академии художеств.
Анна Семёновна Муравьева-Апостол, урождённая Черноевич (ок. 1771-1810), дочь генерала австрийской армии, серба по нациоанальности,мать троих декабристов, со своими старшими детьми:
Матвеем (1793–1886) и
Катенькой (1794–1861), названной в честь своей крестной матери - русской императрицы,
в будущем замужестве Бибиковой, в семье её сына и внучки портрет хранился свыше 100 лет.
Вежливая куртуазность века Осьмнадцатого с его условностями и полунамёками-полу-подсказками: в руках мальчика ветка с распускающимися бутонами роз, в руках девочки - птичка на шёлковом снурке, готовая вылететь за пределы холста...
Портрет писан в год службы отца и мужа российского академика, литератора и дипломата Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола в Гамбурге. Папа, внук гетмана Войска Запорожского, новогородский помещик, очень богат и чрезвычайно, с излишеством просвещён даже для века Просвещения. Жизнь на широкую ногу - 3 с половиной тысяч крепостных и всегда недостаток в деньгах. И при всей своей просвещённости - русский барин со всеми барскими издержками. И в семье - деспот.
Даже хорошо, что его нет на полотне.
- Я, - говорил папа поэту Державину. - рад воспитать сыновей достойными быть русскими, такими, что они всегда будут готовы умереть за Отечество!
Они и умрут. Каждый по своему и в свой черёд. Старшие сыновья ещё успеют пройти дорогами Отечественной войны (Матвей на Бородинском поле будет произведён в первый офиц. чин).
Отец после казни сыновей уедет в Вену и лет двадцать проживёт в любезной его сердцу Флоренции, лишь ближе к середине века вернувшись умирать на родину.
В старости декабрист Матвей Иванович вспоминал об этом своём детском портрете с полу-насмешливой иронией:
"Пятилетний мальчик в красной куртке, изображенный на нашей семейной картине, был ярый роялист. Эмигранты
разсказами своими о бедствиях претерпенных королём, королевой, королевским семейством и прочими страдальцами, жертвами кровожадных терористов, его сильно смущали. Отец его садится бывало за фортепияно и заиграет "la Marseillaise", а мальчик затопает ногами, расплачется, бежит вон из комнаты, чтоб не слушать ненавистные звуки, которые сопровождали к смерти жертв революции".
Одного его брата, Сергея, взятого тяжело раненым на поле боя, повесят в июле 1826
на валу кронверка Петропавловскй крепости, другой брат - 19-летний Ипполит, ещё при декабрьском возмущении на Украине, застрелился, дабы не попасть живым в руки царских опричников, Матвей по первому разряду получит 20 лет каторги, проведёт в Сибири 30 лет и умрёт в феврале 1886 год в Москве, что-то двух, кажется, месяцев не дожив до 93 лет. Пикуль однажды красиво сказал по сходному случаю: "ХХ век стучался комьями в крышку гроба".
За сто лет до этих гулких ударов папа его садился в Гамбурге за за фортепияно и давно исчезнувший мальчик в красном костюмчике убегал со слезами в будущее - для нас, сегодняшних, тоже уже давно миновавшееся прошлое.