В ЗАСТАВКЕ: Нецке-катабори «Слепец, играющий на «Киёси»», каменный дуб, слоновая кость (головки палочек), конец XVIII - начало XIX века, школа Осака (?). Частная коллекция, США (?).
К завершению 2022 года.
Перед нами признананый шедевр искусства японской декоративно-художественной резьбы (на примере нэцке), образец классического периода развития этого прикладного искусства (конец XVIII - начало XIX века), когда в Японии одновременно работали несколько мастерских, получивших со временем мировую известность и признание в среде историков этого вида искусства, музейных работников, коллекционеров и собирателей.
Слепец играет на «Киёси», это род японского клавишно-ударного ксилофона, известный уже с первой четверти XVIII века, когда цинские торговцы завезли его из Китая в Японию.
Материал, из которого изготовлялись нэцкэ (слоновая и иная кость, рог, различные породы дерева или камня) чаще всего имел символическое истолкование.
Эта фигурка выполнена в двух материалах:
Дуб (
Quercus Crispula, в Японии именуется Токивагаси), вид рода
дубов-гроссесерате или Монголика, произростающий преимущественно в северных префектурах страны, а так же на Сахалине и Ю.Курилах, его древесина плотная, твёрдая и тяжёлая, при доступе к ней атмосферного кислорода не рассыхается, а "дубеет", достигая прочности камня, при сохранении удельного веса, свойственного древесным породам. Так как материал был редкий и стоил очень высоко, для работы резчики нередко брали корневую часть этого дерева.
С глубокой древности древесина этого дуба использовалась для изготовления мебели и строительных материалов, бочек для спиртного и т.п. Особенно ценился материал с Хоккайдо, который так же отправлялся на экспорт.
Слоновая кость, сделалась известной в Японии довольно поздно и так же высоко ценилась в японском обществе.
На мелкие поделки, прежде всего на изготовление нэцке, шли боковые треугольные обрезки бивней слонов, и это обстоятельство наложило отпечаток и на форму первоначальных (XVI-XVII веков) нэцке, ныне являющихся чрезвычайной редкостью: размер и форма источника диктовали мастерам композицию и приёмы отделки окончательного предмета.
© Страницы истории Афганистана/baktria, 23.12.2022