В ЗАСТАВКЕ: Нецке-катабори «Дух монаха, бьющего в ритуальный колокол», древесина цугэ (порода японского самшита), втор. пол. XIX века, школа Осака (?). Частная коллекция, (чья, не скажу))).
К завершению 2022 года.
Попробую кратко описать смысл композиции.
Эта нэцке-катабори (подвесной брелок на традиционной бескарманной японской одежде кимоно и косодэ) представляет собой достаточно распространённый сюжет в различных традиционных школах нэцукэси, изображающий духа умершего буддистского монаха в виде человеческого скелета ударами в буддистский колокол призывающего живых к молитве и благочестивой жизни.
Выполнена нэцке, скорее всего, в последние десятилетия эпохи сёгуната Токугава или во времена правления императора Муцухито (эпоха "Мэйдзи"), вероятнее всего в 1860ые-1880ые годы, и является определённым откликом на революционные изменения в терпящем крах патриархальном японском обществе.
Скелет бьёт колотушкой словно в ритуальный барабан - в колокол-бонсё
*: намёк на непрочность и ненадёжность всего земного, осязаемого, кажущегося полным или завершённым и призыв сохранять верность традициям прошлаго.
Лежащий на земле колокол означает конец жизни и, шире, крушение привычного мира.
Материалом для этой нэцке избрана чрезвычайно прочная, тяжёлая, отличающаяся однородностью и тонковолокнистостью древесина цугэ, японского самшитника, из которой уже в Средние века резали традиционные печати, которым требовалась износостойкость, а так же фигурки для игры в сёги, своеобразных японских шахмат.
Материал этот чрезвычайно дорогой, в старину ценился наравне со слоновой костью. В одной небольшой московской коллекции мне доводилось видеть великолепной, тончайшей работы мундштук для курительной трубки в виде головы Мефистофеля, выполненный из нароста цугэ, инкрустированный вставками из кости, датируемый началом - первой четвертью ХХ века, явное подражание европейским образцам.
_________________________________________________
* колокола
бонсё-цуригане/т.е. висячие колокола отличаются от их европейских аналогов тем, что не имеют языков-било, и по ним с наружной стороны ударяют специальными колотушками/ручными молотками или балками (в зависимости от размера колокола). Отливают такие колокола в формах одноразового литья, поэтому, каждый из них своего рода неповторимый шедевр: добиться хорошего звука и прочности бронзы, не говоря уже об орнаментальном оформлении колокола, как вы понимаете, дело непростое. Искусство литья колоколов чрезвычайно уважаемо в Японии.
© Страницы истории Афганистана/baktria, 24.12.2022