
ФОТО В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ (1962) ... со стариком-Державиным и выводком юных Пушкиных, напомнило мне знаменитую остроту
Михаила Аркадьевича Светлова (на фото крайний слева), брошенную им в лицо Андрею Вознесенскому (второй слева) в общем застолье в «Национале», на неделикатные расспросы, что Вам, М.А., нравится в моих стихах? Какие кажутся Вам наиболее удачными?:
- Единственное, что мне в Вас нравится, Андрей, это Ваши замечательные заграничные носки.
Ещё более скептически относился Светлов к творчеству сидящих рядом
Б.Ахмадулиной (....
*) и
Евг. Евтушенко (крайний справа), который Светлова особенно раздражал но, скорее, уже как человек-оркестр, симфонические концерты которого позднее многие (от Бродского до Галины Вишневской) слышали и сумели оценить**.
Забавно, что и Евтушенко, и Вознесенский много позднее утверждали, что их творчество было понято и радостно приветствовалось давно к тому времени покойным С. (умер в конце сент. 1964).
__________________________________
* опущенные слова <....> как-то процитировал
Юрий Маркович Нагибин, бывший в 60ые мужем Ахмадуллиной и потом всю жизнь относившийся к ней с плохо скрываемой неприязнью. Почти как Кобзон к Гурченко. Впрочем, к сожалению, Нагибин в последние годы и сам в Дневниках отзывался об Ах. весьма неделикатно и некрасиво, помню, как меня расстроила первая посмертная публикация его дневниковых записей.
** кстати говоря, именно в 1962 после выноса из Мавзолея Ленина-Сталина гроба с телом второго, Е. написал своё знаменитое «Наследники Сталина», тут же опубликованное газетой «Правда» (в 1961 был написана не менее шумно известная «Бабий яр»), популизм и приспособленчество Евтушенки, первое же опубликованное ещё в отрочестве стихотворение которого было посвящено фанфарному воспеванию гения Иосифа Виссарионовича, не мог понравится Светлову.
Е.А. был принят в СП двадцатилетним (в 1952 году) и почти сразу же возглавил там комсомольскую организацию. Всю свою жизнь этот человек на людях говорил одно, а в узком кругу - другое, писал в стол рифмы, которые публиковал годы спустя после того, как менялось направление ветра, хвалился своей фальшивой гражданственностью, возил на могилу Светлова землю из Гренады, пытался, даже не посоветовавшись с семьёй покойного, организовывать похороны "на родине" тела презиравшего его
Иосифа Бродского, Бродского, которого сам он люто ненавидел, как видимо никого другого, а в интервью свободных и радостных горбачёвских лет хвастал перед всей никуда невыездной страной, что побывал аж в 93 странах мира. Хватало ума и такта.
Сам имея в творчестве склонность к пафосности и публицистичности, Светлов не любил позы и очень быстро понял, что Е.А. всегда был позёром и крайним лицемером. Вместе с тем, не всегда правильный грамматически (на что Светлову пеняли всю жизнь) стих его всегда, даже в самых дежурных виршах, оставался искренним и честным, отражая убеждение, а не желание угодить толпе или отдельным её представителям.
Увы, не знаю фамилии автора фото. Оно необычайно удачным вышло. Можно сказать, говорящее фото.