В ЗАСТАВКЕ: первый двор собственного дома архитектора Александра Брюллова, СПб, Кадетская/Советская линия д. 21. фото 1970-ых гг.
Это ж теперь совсем другие люди приехали у Питер.
В первом дворе-атриуме собственного дома на Кадетской линии, 21, который архитектор А.П. Брюллов (старший брат великого Карла) выстроил в помпейском стиле по собственному проекту - целым кварталом выходящим в Тучков переулок, с двумя дворами, с дровяным и каретным сараями, конюшней, женской половиной, жилыми и парадными комнатами, устроил он фонтан (его ещё в 30ые закатали в асфальт), развёл он плющ и установил на кронштейне привезённую из Италии терракотовую стату́ю Аполлона, понимаешь, Мусагета - для красоты.
Чтобы жена архитектора Александра Александровна, дочка банкира барона фон Ралля и правнучка конфетника Мольво, проснувшись поутру и поглядев в окно, почувствовала бы себя в Италии.
Эстет, млять.
«Помпейская столовая» в Зимнем дворце в С.-Петербурге (1836–39, архитектор А. П. Брюллов; позднее перестроена). Акварель К. А. Ухтомского. 1864. А.П. Брюллов,
Дача семьи Брюлловых в Павловске, ныне школа им. А.И.Горчакова, 1837-1839. Между прочим, вел. кн. Михаил Павлович, владелец Павловска, лично утверждал проекты домов под застройку в своём "Собственном" городе. Говорят, что увидев этот проект в стиле итальянской романтической виллы, брат царя пробурчал под нос: “Архитектор! Мог бы и получше”. Ещё один эстет!
Т.е. поясняю для тех, кто не понял: хотел этот Брюллов, чтобы у него во дворе было не хуже чем в Италии, ушлёпок.
А.П. бросил хвост в 1877. После него домом владели его дети, зятья, внуки и правнуки, а стату́я стояла себе, укреплённая на фасаде, маня их под мирты Италии к лазурно-пурпурным закатам Тирренскаго моря.
Хотя, какое там море - внуков архитектора под конвоем ещё с первой половины 20ых начали вывозить сначала в Тверь, в ссылку, а потом и в лагеря.
Кабинет зятя Брюллова - архитектора графа П.Ю.Сюзора в его доме на Кадетской линии 21, рабочая комната Музея Старого Петербурга. Фотография С.А.Магазинера. 1914. Дар П.Ю.Сюзора Музею Старого Петербурга. Собрание ГМИ СПб. скан фото: nasledie-rus.ru
Потом въехали в дом всякие службы, библиотеки и досуговые центры.
Дом они за 70 лет основательно засрали, но всё же на разрушили вообще, а кое-где а комнатах даже и посейчас сохранились старинные раздвижные шпингалеты оконных рам, бронзовые ручки в форме дельфинов и орлиных лап, наборный паркет и отделка цветными мраморами. В двух залах висели под потолком массивные австрийского хрусталя люстры, довольно поздние - уже конца XIX века. А в бывшем уличном холле, вошедшего с линии до недавнего времени встречала вмонтированная в пол мозаика с латинским приветствием путнику: SALVE!
Церковь Петра Павла в Шуваловском парке (в имении графини Полье) под Петербургом, арх. А.Брюллов, 1831-41 гг, сохранилась с утратами.
Стату́я библиотекарям тоже не мешала. Вряд ли они бывали в Италии, да и в редко помытые окна статую не особо было видно... но стояла она себе на кронштейне, напоминая, что где-то... Впрочем, не буду, а то расплачусь.
Фото конца 70-ых citywalls.ru
Стату́я Аполлона простояла в атриуме дома по Кадетской линии Васильевского острова и Гражданскую и Великую Отечественную, пережила времена реабилитанса, эпоху ухрущения строптивых и безбрежного оптимизьма.
Пока не наступило настоящее.
До 1991 года, когда какая-то обдолбанная дрянь не поленилась залезть по приставной лестнице и шандарахнуть молотом по гнусной, никому не нужной стату́е. Остались от Аполлона одни голени и икры на кронштейне.
И правильно. Никто её ведь не видит. Во дворе, Карл. Да ещё и проходном, млять, Александр.
Как в Италии хотели, суки!