«
Закроешь глаза на мгновенье и вместе с прохладой вдохнёшь какое-то дальнее пенье, какую-то смутную дрожь. И нет ни России, ни мира, и нет ни любви, ни обид — по синему царству эфира свободное сердце летит», Г. И., (опубликовано 16 марта 1925 года в журнале «Звено», Париж).
Г. ИВАНОВ - А. ДАЛЬ «Это месяц плывёт по эфиру»
* Это месяц плывёт по эфиру,
Это лодка скользит по волнам
**,
Это жизнь приближается к миру
***,
Это смерть улыбается нам.
Обрывается лодка с причала,
И уносит, уносит её...
Это детство и счастье сначала,
Это детство и счастье твоё.
Да, - и то, что зовётся любовью,
Да, - и то, что надеждой звалось,
Да, - и то, что дымящейся кровью
На сияющий снег пролилось.
...Ветки сосен - они шелестели:
"Милый друг, погоди, погоди..."
Это призрак стоит у постели
И цветы прижимает к груди.
Приближается звёздная вечность,
Рассыпается пылью гранит,
Бесконечность, одна бесконечность,
В леденеющем мире звенит.
Это музыка миру прощает
То, что жизнь никогда не простит,
Это музыка путь освещает,
Где погибшее счастье летит.
[до 1931]
* впервые в журнале «Современные Записки» (Париж), 1931, № 47; затем без измен. в сб. «Отплытье на остров Цитеру» Избр. стихи 1916-1939, Берлин, Петрополис, 1937.
** лодка, скользящяя по волнам - один из весьма распространённых образов в мировой поэзии ещё со времён, когда воды Стикса бороздила ладья Харона. Волны отечественной литературы тоже не раз принимали её тяжёлый корпус, весь в разводах плесени, изъеденный древоточцем, подгнившую в земле лодию замогильных странствий. См, например, Гаврила Державин, «На выздоровление Мецената» (1781):
Кровавая луна блистала
Чрез покровенный ночью лес,
На море мрачном простирала
Столбом багровый свет с небес.
По огненным зыбям мелькая,
Я видел, в лодке некто плыл
/.../
Ко брегу лодка приплывала,
Приближилась она ко мне;
Тень белая на ней мелькала,
Как образ мраморный, во тьме... и т. д.
*** - к тому миру, который по старой русской орфографии писался "мiръ".
_________________________
О себе в Интрнете
г-н Даль почти ничего не сообщил. Разыскивать сведения о нём не стану - не к случаю. Поэтому оставляю песню без обыкновенной для меня биограф. справки. Считаю нужным похвалить исполнителя. Удачно найденная ритмика с юношеской, почти подростковой порывистостью, сглаживают недостатки вокала и ограниченные возможности жанра бардовской песни.
Вверху фото Георгия Владимировича Иванова (1914) из альбома Ю. Л. Слёзкина, собрание С. Д. Боброва, [649 x 1000 пикс., 93 Кб].
Мозаика модернистского надгробия начала ХХ в. на Введенском кладбище в Москве с изображением «Острова мертвых», засаженным кипарисами. Надгробие Георгия Лиона, 1853-1909 и А. И. Рожновой, 1849-1912, скульптор Г. Т. Замараев, архитекторы - Антуан и Пьер Росси), фото: liveinternet.ru/attach.
© Г. Иванов
© А. Даль, 2009
© Ю. Слёзкин, 1914
© С. Бобров
© music.lib.ru
© photo.99px.ru, 2012
© Андрей Арьев, 2009
© baktria, 2014