Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 23:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [120] МИНИАТЮРЫ [162]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » МИНИАТЮРЫ » «МИДВИНТЕРСБЛОТА»

«МИДВИНТЕРСБЛОТА»

Карл Олоф Ларссон, «Мидвинтерсблота» («Жертвоприношение в середине зимы»), х., м., 640 × 1,360 см, 1911-15, Национальный музей в Стокгольме
В реальном размере 1997x941 / 1126.2Kb
172 3 5.0

Добавлено 06.01.2023 baktria

Всего комментариев: 3
0  
1 baktria   (06.01.2023 18:24) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Карл Олоф Ларссон, «Мидвинтерсблота» («Жертвоприношение в середине зимы»), х., м., 640 × 1,360 см, 1911-15, Национальный музей в Стокгольме. Размер скана заставки: 1997 Х 941, 1, 1 МБ.

Были и лето и осень дождливы;
Были потоплены пажити, нивы;
Хлеб на полях не созрел и пропал;
Сделался голод, народ умирал.*



В этом году не будет у нас Рождественской сказки, не до сказок в такие времена. Расскажу вам вместо неё легенду, которую сохранила до наших дней исландская сага об Инглингах (Ynglinga saga, гл. XV)**, в коротком рассказе о том, как в незапамятные легендарные времена после нескольких лет неурожая, когда голод выкашивал жителей шведской Уппсалы, подданные принесли в жертву богам своего царя из рода Инглингов по имени Домальди/Domalde (др.-сканд. "Властный судить"), добровольно или насильно склонённого к необходимости искупить грехи народа и совершить тем богоугодное дело:

Hitt var fyrrv
at fold ruðu
sverðberendr
sínum drótni,
ok landherr
af lífs vönum
dreyrug vápn
Dómalda bar,
þá er árgjörn
Jóta dolgi
Svía kind
of sóa skyldi

В давние дни
Княжьей кровью
Воины поле
Окропили,
Рдяную сталь
От остылого тела
Ворога ютов
Несло войско,
Когда закланью
Домальди предал
Свейский род
Урожая ради.

в то время царили в Уппсале голод и отчаяние, шведы приносили большие жертвы богам. Первой осенью они пожертвовали быками, но следующий сезон всё равно не стал лучше. Наступила осень и они принесли в жертву людей, но и в следующем году сделалось только хуже.

И вот третьей осенью, когда должны были начаться жертвоприношения, в Уппсалу сошлись множество шведов (kómu Svíar fjölment til Uppsala); и теперь вожди повели разговоры между собой, и все согласились, что трудные времена должны быть вменены их королю Домальди, и решили принести его в жертву ради хороших времён, напали на него, убили его и окропили жертвенник богов его кровью.

Ok svá gerðu þeir/«Так оно было», говорит сага.

Сказитель именует Домальди кеннингом Jóta dolgi/«ворог ютов» или йотаров, т.е. готов. Возможно, этот конунг воевал с ними, но об этой войне ничего не известно.

"Домальди родил Домара и при сыне Домальди был покой, мир и урожаи были хорошими", флегматично, почти бесстрастно завершает свой рассказ летописец.

0  
2 baktria   (06.01.2023 18:27) [Материал]
ПРИЛОЖЕНИЕ:

«Мидвинтерсблота», буквально "Жертвоприношение" (блота) "посреди", "в средине" зимы (мидвинтер).

Громадного формата картину на холсте на этот сюжет выполнил выдающийся шведский художник Карл Ларссон (1853-1919)***. Заказчиком картины выступил Национальный музей в Стокгольме. В 1911-13 годах художник предложил попечительскому совету музея последовательно три эскизных варианта будущей картины, но все они были отвергнуты под разными предлогами, что оскорбило Ларссена, убеждённого в том, что это лучшее из того, что он написал за всю жизнь. И, пожалуй, с ним можно согласиться. По модернистки декоративная картина стала одним из наиболее зримых проявлений проснувшегося к началу минувшего века интереса в обществах европейских стран к древней праистории их народов. Этот интерес пробудил от летаргической спячки и демонов будущей Второй Мировой.

Перед нами заключительная сцена повестования сказание о Домальди: притащенный волоком в погребальных санях, обнажённый конунг в глубоком молитвенном трансе ожидает последнего удара: верховный жрец занёс уже над головой молот Тора. Домальди стоит в профиль к зрителю, запрокинув голову назад и сбрасывая с плеч звериную шкуру, в которую он был прежде закутан на голое тело. Ещё одна священническая фигура в кроваво-красном плаще стоит на переднем плане спиной к зрителю. Перед королём священное древо, символизирующее Иггдрасиль, исполинский ясень, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную, все её три мира: воздушный, земной и подземный. На заднем плане изображён Уппсальский храм, боковые крылья которого запорошены снегом, а передняя часть картины заполнена множеством фигур, из которых особое внимание привлекает группа плакальщиц, переданных художником в неистовой экспрессии ритуального танца.



К.Ларссон, «Мидвинтерсблота», эскизный проект второго варианта с расчётом пространства стены подлестничной клетки Национального музея в Стокгольме, 1911.


Древние скандинавы были полны благоговейного страха перед смертью и ритуалы провода покойников у них были разработаны до мельчайших подробностей: считалось, что если погребальный обряд проведён "неправильно", то умерший не найдёт своего места в загробном мире и, блуждая по нему призраком-драугром, ожившим мертвецом, был в силах вновь и вновь посещать живых и забирать с собой ещё новых и новых покойников.

К слову сказать, у древних славян сани (даже в летнее время) являлись неприменным предметом церемонии похорон: покойников доставляли к месту погребения волоком, а престарелыйй Владимир Мономах начинает своё знаменитое «Поучение» сыновьям известной любому студенту-филологу фразой: "Сѣдя на санех, помыслих в души своей и похвалих Бога, иже мя сихъ дневъ грѣшнаго допровади"

После смерти Карла Ларссона картина почти 40 лет хранилась в Архиве декоративного искусства в Лунде (ныне музей Скиссернас). В 1980-х годах наследники Ларссона продали работу арт-дилеру, который предложил Национальному музею приобрести картину, но получил отказ. После этого дилер обратился в Исторический музей, но тот не смог выплатить требуемую сумму и, в конце-концов, внуки художника выставили картину на торги аукциона Сотбис: огромное полотно намотанное на бабину, купил богатый японец и увёз к себе в Токио.

0  
3 baktria   (07.01.2023 12:10) [Материал]
Несколько лет спустя в Стокгольме прошла юбилейная выставка к 200-летию Национального музея и тогдашний владелец «Мидвинтерсблота» Хироши Исидзука одолжил картину музею для её временного экспонирования. Картина произвела фурор, Шведы пришли от увиденного в такой восторг, что создали несколько благотворительных фондов, на средства которых Национальный музей смог приобрести картину в 1997 году и она заняла в музее то самое место, которое для неё некогда наметил автор: в лестничном зале, где полотно занимает почти всё пространство стены. Ларссен был бы доволен.

* В. А. Жуковский, «Суд Божий над епископом», 1831

** «Сага об Ингли́нгах»/др.-исл. Ynglinga saga, сага из числа т.н. «королевских саг», открывающая первую частью сборника «Круг земной», написанный на древнеисландском языке, предположительно, в 1220—1230 гг. исландцем Снорри Стурлусоном, самым известным из историков средневековой Скандинавии. В саге повествуется о 30 предках норвежского конунга Рёгнвальда Достославного из династии Инглингов, к которой принадлежали первые исторические правители Швеции и Норвегии и восходит к ещё более древнему источнику - «Переченю Инглингов» («Инглингаталь»), сказанию, сочиненному в конце IX в.

*** см. ещё одну работу это мастера на нашем сайте: МАЛЬЧИК НА СТУЛЕ, 1912 г.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]